Пять архетипов, воплощённые Аланом Рикманом в образе Северуса Снейпа
Известно, что Северус Снейп в исполнении британского актёра Алана Рикмана стал самым популярным персонажем "Поттерианы", оставив далеко позади главного героя этого произведения, самого Гарри Поттера. И это действительно так: мрачный профессор занял первое место на конкурсе зрительских симпатий, в то время, как Мальчик-со-Шрамом в исполнении Дэниэла Рэдклиффа - только четвёртое.
Как же так случилось, что персонаж, задуманный автором как, скажем прямо, не очень симпатичный, вдруг в киноверсии перетянул на себя одеяло зрительского внимания и стал центром внимания многочисленных начинающих фикрайтеров (писателей фанфиков)?
Будучи к тому же на двадцать лет старше своего книжного прототипа, Алан Рикман нашёл такие "подводные" течения в характере и бэкграунде своего героя, так сумел воплотить эту сложную и неоднозначную натуру, что у зрителя невольно создаётся впечатление, будто он знал о Северусе Снейпе больше, чем сама Джоан Роулинг, его образ создавшая.
Дело в том, что ему удалось "попасть" своей игрой и внешним обликом в самую сердцевину архетипа - первообраза, лежащего в основе культурного кода человечества. И даже не одного, а нескольких.
Согласно определению, архетип (от греч. слов «arche» – начало и «typos» – образ) это
– прообраз, первичная форма, образец. Говоря простыми словами, архетип - это такой собирательный образ в нашей голове, который вызывает примерно одни и те же ассоциации, эмоции и мысли. При детальном рассмотрении можно обнаружить, что архетипы уходят корнями в мифы, легенды, фольклор и т.д.
Великий немецкий психолог Карл Густав Юнг (тот, который впервые и ввёл в оборот этот термин термин , выделяет несколько таких фундаментальных, культурообразующих первообразов. Это такие неделимые кирпичики "коллективного бессознательного", которые проявляют себя в мифах и легендах, в литературных произведениях, в снах и мечтах.
Можно выделить четыре архетипа, которые воплотил Алан Рикман в образе мрачного хогвартского зельевара.
1. Архетип Патриарха или Учителя.
Можно спорить о том, насколько хорошим педагогом был Северус Снейп. Конечно, многих читателей книги шокируют его нетривиальные методы преподавания и воспитания. Но надо сказать, потрясающая игра Алана Рикмана сгладила многие острые углы в образе книжного персонажа и придала убедительное обоснование некоторым спорным чертам его характера. Частично я касаюсь этой темы в предыдущей статье.
2. Архетип трикстера, комически-демонического персонажа.
По определению известного исследователя мифа Е.М. Мелитинского, трикстер - это "«демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»". Самым ярким примером такого персонажа в мифологии является Локи, злокозненное германо-скандинавское божество, которое исследователи метко назвали "ум без чувства ответственности".
Правда, от этого архетипа Снейп заимствовал только внешние черты - способность к магии, мрачный юмор. Что касается внутреннего содержания, и в частности чувства ответственности, то оно как раз в характере Снейпа является определяющим (см. предыдущий архетип).
Остаётся только восхититься талантом актёра, который сумел найти такое решение, чтобы воплотить в одном образе два противоположных начала - серьёзное и игровое.
3. Архетип Благородного негодяя
Это один из самых древних архетипов, восходящих к эпохе мужских союзов первобытного общества. И, что уж говорить, один из наиболее привлекательных в мировой культуре. Герой, который позиционирует себя как негодяй, жестокий и опасный разбойник, но внезапно обнаруживает в себе какие-то неожиданные качества - порядочность, великодушие, жертвенность. Ведь добро чистое, дистилированное, без "кулаков", - оно для читателей скучно, пресно и непривлекательно. А вот добро в маске зла, добро с оттенком демонизма - "Я часто той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гёте) - это совсем другое дело!
И вот Снейп в исполнении Алана Рикмана - стопроцентное попадание в образ такого двойственного персонажа, сочетающего в себя черты негодяя и благородного рыцаря.
4. Архетип Влюблённого Рыцаря
Этот образ имеет достаточно позднее происхождение и существует в рамках христианской культурной парадигмы. Здесь сразу вспоминается культура трубадуров с их поклонением Даме Сердца. Очень важной чертой данного образа является недоступность Дамы, которая милостиво принимает служение влюблённого рыцаря, совершающего подвиги в её честь и не требующего взаимности.
И здесь равных в воплощении Архетипа Профессору нет. Его возлюбленная не просто недоступна физически - она погибла, и Снейп несёт через всю жизнь чувство вины оттого, что не уберёг её. В конце концов он приносит себя в жертву ради её сына от другого мужчины.
5. Архетип воина-одиночки
Тоже очень древний символ, восходящий к эпохе начала появления индивидуалистического мышления. Это некий герой, вождь или - наоборот - бунтарь против устоявшихся норм. Он идит дальше, чем окружающий его социум, берёт на себя тяжесть ответственности за свои непопулярные решения и чаще всего героически погибает.
К ним можно отнести Христа (разумеется, если смотреть с чисто культурологической точки зрения, а не с точки зрения верующих людей), также некоторых героев рыцарских романов, многочисленных искателей истины и борцов с устаревшими общественными нормами из русской и европейской классической литературы. Северус Снейп, двойной агент сил Добра и сил Зла, не понятый ни "своими", ни "чужими" вписывается в этот образ идеально.
Понравилось? Поставьте лайк и поделитесь своим мнением в комментариях.
Ниже, под рекламными блоками
ATTENTION!
ПРИ КОПИРОВАНИИ КОНТЕНТА ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА ЭТОТ РЕСУРС. ПОЛНОЦЕННАЯ ССЫЛКА, НЕ ЗАКРЫТАЯ ТЕГАМИ "NOFOLLOW" ИЛИ "NOINDEX". АВТОР, ХОТЬ И ГУМАНИТАРИЙ, НО "ШАРИТ" В КОДАХ.
Вы также можете помочь в развитии проекта, нажав на кнопку и переведя любую необременительную для вас сумму: