Cеверус Снейп в исполнении Алана Рикмана - архетип комически-демонического божества
В предыдущих статьях, посвящённых образу Северуса Снейпа в исполнении великого британского актёра Алана Рикмана, речь шла об архетипах,
которые воплотились в этом образе - Учителя, Влюблённого Рыцаря, Воина-одиночки и т.д. И сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно архетип
Трикстера или комически-демонического божества (вроде скандинавского Локи, только в других декорациях). Во-первых, потому, что его способности вполне можно
назвать божественными, ибо они превышают способности людей. Во-вторых, потому что Алан Рикман постарался найти чуть ли не в каждом эпизоде применение
комическому аспекту своего таланта.
Тут в первую очередь, конечно, вспоминается сцена с богартом Невилла из фильма "Узник Азкабана": Алан Рикман с его суровой внешностью и монументальной статью в костюме пожилой леди, вцепившийся в сумочку и нервно озирающийся по сторонам. Тут, конечно, можно порассуждать о гендерной инверсии в мировой культуре, об её роли в античном и средневековом театре, но эпизод, к сожалению, слишком короткий - тут особенно культурологическим экскурсам равзвернуться негде.
Но кроме этого, в фильме немало смешных эпизодов с участием Рикмана.
Например, в сцене урока из «Узника Азкабана», когда профессор, проходя по классу, машет рукой в сторону окон и за ними сами собой закрываются ставни; или когда он, стоя за кафедрой, взмахом волшебной палочки «открывает» ученику, сидящему в середине класса, учебник на нужной странице (потому что балбес замешкался на долю секунды и задержал начало урока).Всё, как в обычной школе, только с поправкой на необычность предмета изучения. Эффект комизма возникает оттого, что всё это проделывается с самым серьёзным выражением лица, основательно и обстоятельно.
Или, например, в сцене контрольной работы из фильма «Кубок огня»: студенты в преддверии рождества уже не хотят учиться, шепчутся, кидаются любовными записочками, не реагируя на предупредительные подзатыльники. И тогда профессор с каменным лицом неторопливо подтягивает рукава сюртука, кладёт ладони на вихрастые макушки двух балбесов и пригибает их к столу.
(Кстати, идея множества пуговиц и тесных, длинных – до середины ладони – рукавов принадлежала самому актёру: ему на физическом уровне хотелось подчеркнуть сдержанность и собранность Снейпа – двойного агента). И мы верим, что это могущественный маг, способный превращать что угодно во что угодно. Режиссёр последних фильмов кинофраншизы Дэвид Йейтс вспоминал, что когда Алан Рикман появлялся на площадке, он уже был настолько погружён в образ, что вся съёмочная группа ходила на цыпочках, боясь его разозлить. «Нам действительно казалось: вот сейчас он обернётся и убьёт взглядом с расстояния 60-ти ярдов». И это при том, что вне работы он был очень весёлым и доброжелательным человеком
Очень жаль, что авторы решили вырезать уморительную сцену из «Кубка огня» – разговор с Пожирателем Смерти Игорем Каркаровым. В этой сцене, напомню, Каркаров пытается привлечь внимание Северуса к «ожившей» метке Волдеморта, а тот (хотя разговор для него чрезвычайно важен), улавливает шорох в карете, стоящей в нескольких шагах. Далее следует элегантный пробег, красивый фехтовальный выпад с волшебной палочкой в руке, после чего он восклицанием «Люмос!» «включает» свет, резко распахивает дверь, и из кареты засеменила смущённая парочка студентов.
В то время, как книжный Снейп, гоняющий студентов, у которых преждевременно началась весна, вызывает неприязнь (мол, сам несчастлив и другим не даёт быть счастливыми), Рикман заставляет восхититься тонкостью слуха и чутья своего героя, уловившего еле заметное движение в карете, несмотря на судьбоносный разговор. А также его недремлющим педагогическим инстинктом и ответственностью. Нет, ну действительно, нужны ли Хогвартсу беременные школьницы? Об этом как-то никто не подумал, все считают Снейпа злобным хмырём, воплощением "полиции нравов". А он просто гиперответственный учитель.
Ряд критиков, отмечают неторопливость, "барственную вальяжность" его манеры двигаться в кадре. Но это не совсем так. Рикман очень разный, он не тиражирует раз и навсегда найденные приёмы от фильма к фильму. Конечно, есть у него свой актёрский "почерк", несколько фирменных жестов, но пользуется он всем этим арсеналом по-разному.
Это Ганс Грубер или Илай Майклсон ("Сын Нобелевского лауреата") - они "барственные и вальяжные", а Шериф Ноттингемский, например,
импульсивный и подвижный, как ртуть. Что касается Снейпа, то для его движений характера экономность и в то же время резкость, чёткость,
армейская вышколенность движений, стремительный и твёрдый шаг. И это очень гармонирует с чёрным сюртуком, напоминающим стилизованную
униформу гражданских или военных учебных заведений викторианской эпохи. И даже тот факт, что в поздних сериях актёр заметно прибавил в весе
и смотрится весьма монументально - при его росте 185 см - не отразился на манере двигаться.
В поздних сериях "Поттерианы" всё сильнее нагнетается атмосфера кафкианского абсурда – например, когда инспектор Долорес Амбридж
совершает обход Хогвартса и собирает компромат на Дамблдора и других преподавателей (потому что министр магии мучается паранойей, ему мерещатся
заговоры). В книге этот эпизод занимает целую главу. В фильме – всего тридцать секунд экранного времени. Но каких!
Профессор стоит на фоне своей лаборатории, смотрит мимо камеры, и его слегка покачивает: общество этой женщины ему явно не по душе. Амбридж (актриса Имельда Стентон) льнёт к его плечу, и даже как будто заигрывает. И хотя она на две головы ниже Алана, и в одежде её преобладают «весёленькие» розовые тона, у зрителя ни на секунду не возникает сомнения в том, «кто здесь власть».
Детская аудитория ненавидит Долорес Амбридж больше, чема самого Волдеморта. А для взрослого российского зрителя в этом образе есть что-то ностальгическое, напоминающее о недавних временах. Когда просматриваешь эпизоды с участием Амбридж, невольно лезут в голову вопросы: сколько надо было обойти советских обкомов, райисполкомов и прочих ведомств, чтобы откопать такой очаровательный и неожиданный в декорациях Хогвартса персонаж?
С издевательской любезностью в голосе она ведёт подкоп под Дамблдора и других членов педсостава, задавая наводящие вопросы: «Вы подавали на должность преподавателя защиты от тёмных искусств?», «И безуспешно»? В ответ мы слышим всего два односложных предложения: «Yes» и – превратившееся в мем – «Obviously» («Очевидно») c неподражаемой интонацией, в которой сквозит вечная настороженность двойного агента.
Затем Амбридж удаляется, студент Рон Уизли глупо хихикает и получает от профессора книгой по голове. Без злобы, просто "для науки".
Казалось бы, нехорошо срываться на слабом, но ведь этому олуху, обрадовавшемуся унижению нелюбимого учителя, невдомёк, что происходит на самом деле.
И апофеоз взаимного непонимания Профессора и студентов – в сцене из «Ордена Феникса», когда Амбридж требует у Снейпа сыворотку правды, а тот отказывает в своём двусмысленном витиеватом стиле, с ядовитой улыбочкой: «Вы израсходовали все запасы, допрашивая учеников, и если только Вы не хотите отравить Поттера, что я воспринял бы с большой симпатией, я ничем не могу Вам помочь».
И разумеется, все эти комические аспекты не снижают общего патетического трагизма образа, воплощённого Аланом Рикманом, а - наоборот - придают данному персонажу ещё больше шарма и обаяния. И, конечно же, они работают на привлекательность образа только в общем контексте - в контексте его трагической любви к Лили, его одинокой борьбы, его героического противостояния как "чужим", так и "своим".
Понравилось? Поставьте лайк и поделитесь своим мнением в комментариях.
Ниже, под рекламными блоками
ATTENTION!
ПРИ КОПИРОВАНИИ КОНТЕНТА ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА ЭТОТ РЕСУРС. ПОЛНОЦЕННАЯ ССЫЛКА, НЕ ЗАКРЫТАЯ ТЕГАМИ "NOFOLLOW" ИЛИ "NOINDEX". АВТОР, ХОТЬ И ГУМАНИТАРИЙ, НО "ШАРИТ" В КОДАХ.
Вы также можете помочь в развитии проекта, нажав на кнопку и переведя любую необременительную для вас сумму: