Алан Рикман и Cеверус Снейп



Одной из составляющих успеха экранной версии «Поттерианы» можно считать участие в ней великого британского актёра Алана Рикмана, блестяще сыгравшего роль Северуса Снейпа.

Ведь первоначально Джоан Роулинг замышляла мастера зельеварения пусть и скорее положительным, но со множеством отталкивающих черт, неврастеническим, дёрганым персонажем – именно таким он и предстаёт на страницах первых трёх книг. Временами автор даже перебирает с чёрными красками в стремлении сделать этого героя как можно более одиозным. Правда, у неё получается не столько монстр, сколько не совсем адекватный человек, в своём психологическом развитии ненамного опережающий одиннадцатилетнего школьника, которого он постоянно задевает колкими замечаниями.



Понятно, что это необходимо автору для создания интриги, чтобы до самого финала читатель не смог догадаться, положительный Снейп или отрицательный.

Что же сделал с этим неоднозначным образом «самый харизматичный кинозлодей» ХХ века, за что его так полюбили зрители? Разумеется, среди читателей есть и фанаты книжного Снейпа, безотносительно киноверсии. И всё же именно кино-Снейп стал самым популярным персонажем Поттерианы.

Алану Рикману было уже пятьдесят четыре года, когда автор "Поттерианы" Джоан Роулинг пожелала видеть его в роли профессора Северуса Снейпа. И это при том, что книжному персонажу в начале повествования чуть за тридцать, а в момент гибели нет ещё и сорока.

Когда началась работа над экранизацией «Поттерианы», в свет вышли только три книги, и после первого же фильма Роулинг настолько попала под обаяние кинообраза, что при написании следующих книг уже соотносила слова и поступки своего героя с тем, как могла бы себя вести в аналогичной ситуации экранная версия мрачного и язвительного, но благородного и самоотверженного профессора.

Работа над кинофранщизой продолжалась больше десяти лет, и после заключительных серий «Поттерианы» шестидесятипятилетний актёр стал объектом романтических грёз даже девочек-подростков, и это при том, что в каждом фильме он занимает не больше десяти-двенадцати минут экранного времени.

Как я уже писала в этой статье, ему удалось воплотить фундаментальные архетипы коллективного бессознательного. Давайте рассмотрим подробнее архетип Учителя.



И ведь нельзя сказать, что совместное детище писательницы Джоан Роулинг и актёра Алана Рикмана сразу вписывается в ожидания подростковой аудитории. Современным детям угодить вообще очень трудно: стандартные герои боевиков поднадоели, от исторических персонажей отдаёт музейными задворками, школа вызывает стойкое неприятие... И в то же время подростки нуждаются в авторитете, в нравственном ориентире, порой не осознавая этого.



И Рикман идёт, казалось бы, «от обратного»: воплощает и без того надоевший образ школьного учителя, и даже не современного, а викторианской эпохи: неприступный вид, наглухо застёгнутый, чёрный сюртук, педантичность и занудство, колкие замечания и ядовитые насмешки. Ну чем, казалось бы, мрачная и грозная фигура консервативного учителя старого образца могла бы увлечь подростковую аудиторию? Даже дети-актёры его первое время по-настоящему боялись; двенадцатилетний Дэниэл Рэдклифф признавался, что ему приходилось всё время напоминать себе: «это всего лишь фильм, это всего лишь фильм».



Однако преподаёт Снейп не скучные «маггловские» предметы, а производство волшебных зелий, читает лекции про оборотней, а на показательной дуэли волшебников буквально вытирает дорожку своим оппонентом. И в руке у него вместо обыденной указки – волшебная палочка. И этот грозный сюртук и мантия, призванные внушить страх и повиновение, сидят на нём столь безупречно, и каждое его движение столь выверено, что им невольно любуешься, даже не зная развязки. И наконец, если книжный Снейп постоянно вымещает на учениках свои неизжитые обиды и комплексы, то экранный слишком взрослый для этого. Он просто  по жизни человек резкий, ироничный, не способный умиляться детской непосредственности и делать скидки на их возраст. 

Однако при всей видимой недоброжелательности и жестокости к детям, в случае реальной опасности преподаватель зельеделия самоотверженно их защищает, буквально закрывая собой, – как в сцене с потерявшим самоконтроль профессором-вервольфом Римусом Люпином.



Несколько иначе подаётся и линия отношении Снейпа к Гарри. В рикмановском герое мы видим не великовозрастного инфантила, не съехавшего с катушек препода-самодура, а страдающего человека, прячущего за гневом и сарказмом свою боль, своё бессилие перед непробиваемой глупостью подростка, свою тревогу за него. Он не то, чтобы сглаживает противоречия книжного образа, а просто находит им моральное (и художественное, что важнее всего) оправдание, делает его более цельным и убедительным.Каждый жест рикмановского героя, само его присутствие преисполнено такой значительности, что зритель невольно ищет  подтексты в его саркастических репликах, даже в его – якобы несправедливых – избирательных «наездах».

Например, он резко осаживает четырнадцатилетнюю отличницу-интеллектуалку, которая за три года обучения в Хогвартсе так и не перестала выкрикивать с места, – «Мисс Грейнджер, вы не можете себя сдерживать или гордитесь тем, что вы невыносимая всезнайка»? – после чего снимает баллы со всех её одногруппников.

И в то же время он демонстративно не обращает внимание на явные кривляния учеников своего факультета. И если читателю подобная необъективность кажется недопустимой и возмутительной, то, глядя на рикмановского Снейпа, и сомнения не возникает в том, что он знает, что делает.

В мудрость рикмановского героя, в его право поступать так, а не иначе, почему-то верится, как и в некий тайный смысл, который он пытается донести до этих оболтусов. Урок самоконтроля. Урок того, что «жизнь несправедлива» и отношения с ней надо выстраивать, приняв это утверждение за постулат. Вот чему он их учит на протяжении всех фильмов, и только в пятом произносит это прямым текстом: "Может, Вы и не заметили, Поттер, но жизнь вообще несправедлива". 



И не удивительно, что невоспитанный и недалёкий, не в меру болтливый и несдержанный Поттер, который в пылу подросткового бунта ни разу не поблагодарил своего учителя, занимает в рейтинге популярности среди всех персонажей «Поттерианы» четвёртое место, хотя вроде бы является, по замыслу автора, главным спасителем мира.


Ccылки на другие мои статьи об этом персонаже и актёре, его сыгравшем

Пять архетипов, воплощённые Аланом Рикманом в образе Северуса Снейпа

Cеверус Снейп в исполнении Алана Рикмана - архетип одинокого воина

Cеверус Снейп в исполнении Алана Рикмана - архетип комически-демонического божества


Понравилось? Поставьте лайк и поделитесь своим мнением в комментариях.

Ниже, под рекламными блоками






ATTENTION!

ПРИ КОПИРОВАНИИ КОНТЕНТА ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА ЭТОТ РЕСУРС. ПОЛНОЦЕННАЯ ССЫЛКА, НЕ ЗАКРЫТАЯ ТЕГАМИ "NOFOLLOW" ИЛИ "NOINDEX". АВТОР, ХОТЬ И ГУМАНИТАРИЙ, НО "ШАРИТ" В КОДАХ.

Вы также можете помочь в развитии проекта, нажав на кнопку и переведя любую необременительную для вас сумму:

Персональный сайт репетитора английского языка Шушуновой Ларисы
© Copyright 2017-2023
1